IQ EQ PQ SQ ИЛИ ИЗ ЧЕГО ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Нам всегда хотелось иПохожее изображениезмерить интеллект человека по какой-то шкале. мы спорим, привлекаем цитаты великих, аргументируем историями из жизни  Вопрос интеллекта не перестает быть животрепещущим. Уровень IQ и ‘Умность’ человека очень часто идут плечо об плечо друг с другом. Вот только далеко не все  успешные люди обладают высоким IQ. из этого следует , что они «не умные»? Неужели, они достигли многого в жизни только лишь с помощью чистого Везения? Хочется поделиться с вами своими (и не только своими) наблюдениями на этот счет.

Как и многие, я уважительно отношусь к термину IQ и считаю это понятие важнейшей составляющей успешного человека. Да чего там скрывать, я убеждена, что, чем выше коэффициент интеллекта, тем интереснее личность! Да, конечно, человеку с интеллектом выше среднего довольно тяжело общаться с человеком, интеллект которого является его противоположностью. И я, как тренер, давно задавалась вопросом развития IQ и постоянно работала над повышением уровня своего коэффициента. При этом, чувство внутреннего несогласия (дисбаланса) возрастало каждый год. Ведь не все люди, обладающие высоким уровнем интеллекта, достигали успеха. Чувствовалось, что есть ещё что-то… Но что? И вот 7 лет назад я впервые столкнулась с термином «эмоциональный интеллект» и углулубилась в изучение    вопроса динамики развития личности и составляющих оной. Период стагнации в личной жизни и карьере подтолкнул меня к углубленным исследованиям в этой области. И, безусловно, мне это было необходимо, как, тренеру, котрый практикует и обучает.

 

Новые знания и понимание, что одним IQ сыт не будешь, я сдвинулась с «мертвой точки»  и по-новому оценила «состав»  интересных и успешных личностей.

Уже позже я прочла книгу Говарда Гарднера, создателя теории множественного интеллекта, и узнала о том, какие виды интеллектов в теории он определяет:

  1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
  2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
  3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
  4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
  5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
  6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
  7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

 

Современные психологи смогли упростить его теорию, хотя сам Гарднер не очень этим доволен, о чем неоднократно упоминает в книге. Мне же, как ментору и наставнику, необходимы простые методы для доступности изложения достаточно сложных тем.

Что мы имеем в итоге: IQ (когнитивный интеллект: вербальный, логико-математический и пространственный интеллекты), EQ (эмоциональный интеллект: внутриличностный и межличностный интеллекты) и PQ (практический интеллект: музыкальный интеллект, телесно-кинестетический интеллект). Ещё психологи стали выделять важный SQ (spiritual intelligence – духовный интеллект), который в свою очередь отвечает за ценности, критерии, миссию и гармонизацию личности. Ещё встречаются термины АQ(Adversity Quotient) и CQ (Creativity Quotient). Я считаю, что их можно все-таки отнести к области эмоционального интеллекта.

В итоге у нас с вами есть 4 важнейших области развития и обогащения личности: IQ EQ PQ и SQ, что объединяет их совместно и указывает на важность баланса!

Картинки по запросу iq eq pq sq

Данная схема может быть применима для развития и гармонизации любой системы, будь то человек сам по себе или семья, как система, или бизнес. Хотите, назовите ещё проще эти области: Знания (IQ), Навыки (PQ) и Отношение (EQ), возможно, это упростит понимание. И все же, слышу громкий вопрос скептиков: «когнитивный интеллект семьи? Что за…?» Но вы сами посудите:  вербальные способности для выражения своих мыслей и чувств, важно ли это для создания и укрепления семьи? Ответ очевиден – да! А логиКартинки по запросу гармония семьико-математические способности, что позволяют структурно и абстрактно мыслить, разве не эта способность  в семье отвечает за  прагматизм, необходимый для принятия даже элементарных решений. Семье/жене и мужу/ как системе необходимо развивать коэффициент когнитивного интеллекта — читать, посещать семинары, быть интересными собеседниками друг другу! Так же важен практический интеллект: прикасаться друг другу, обнимать, целовать… Восточная культура уже столетиями практикует массаж, как один из элементов укрепления семейных отношений. И этому стоит учиться. Так же к этой области семейных отношений можно отнести совместные действия: походы в театры, на концерты, в парки и т.д. И, безусловно, внимания требует эмоциональный интеллект семьи, как единой системы, где скрыты важные составляющие личности: внутриличностная возможность  — распознание своих собственных чувств, намерений и мотивов, а так же межличностные взаимодействия — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей. Думаю, с этим согласятся даже скептики :).  Ну а SQ — это духовные ценности семьи, это вера и миссия, это самый мощный щит семьи и именно он определяет развитие тех или иных областей, в тех или иных направлениях!

 
Или, к примеру, давайте посмотрим на структуру бизнеса/компании сквозь эту призму. Для начала обратим внимание на когниКартинки по запросу гармоничная структура бизнесативный интеллект в данной области. Что это и как выражается? Аналитика, техники, методики. Как построена структура, как налажен бизнес процесс, на каком уровне ведутся переговоры. Практический интеллект в данном контексте может рассматриваться как собрания, совместные принятия решений, обсуждения цели и движения, тренинги, тимбилдинги, а также групповое участие в каких-то праздниках (корпоративы). Эмоциональный интеллект бизнеса/компании —  это уровень взаимоотношений в коллективе, а также способность людей взаимодействовать друг с другом, уважая и принимая мнения коллег, или безболезненно идти на компромиссы. По Катману, это 3 фаза динамики группы (и, чем выше эмоциональный интеллект коллектива, тем проще и легче коллективу проходить шторм 2 фазы). И конечно, что за бизнес без высшей миссии, без ценностей и критериев? Конечно, духовный интеллект важен и в данном вопросе.

 

 

На этих простых примерах семьи и бизнеса, надеюсь, у меня получилось подчеркнуть важность каждого отдельного и всех в совокупности элементов здоровой системы!

И как отмечал Говард Гарднер, мы рождаемся с более ярко выраженной системой тех или иных коэффициентов, и именно это должно стать основополагающей теорией обучения личностей. Тем не менее, мы можем оказывать воздействие на наши врожденные механизмы и заниматься их развитием.

Очень хочется пожелать нам всем быть сбалансированными гармоничными личностями в сбалансированных гармоничных системах. И стоит помнить, что начало глобальных перемен лежит именно в нас! В каждом из нас! А что именно важно  вам развивать в себе для баланса и гармонии? IQ? EQ? PQ? SQ? Ответьте честно себе на этот вопрос и действуйте!

Добавить комментарий